История создания эвакуаторов

Для глаза современного человека привычно видеть дорогу, полную автомобилей. И силуэт эвакуатора смотрится обычной деталью этой обстановки. Но мало кто задумывается, как, все-таки недавно, по меркам истории, не было не только эвакуаторов, но и самих автомобилей.

В начале 20 века количество автомобилей достигло значительного числа. Возросло и количество поломок и аварий на дорогах. Для буксировки поломавшегося экипажа на заре автомобилестроения использовали конную тягу или помощь других автомобилей. С начала века было множество попыток создать устройства, облегчающие подъем и транспортировку машин. Сначала обходились тросами и блоками, потом такие устройства стали устанавливать на машины. Но первым запатентовал такую конструкцию 17.01.1918 (создал в 1916) году автомеханик из штата Теннесси Эрнест Вальтер Холмс-старший (1883-1945). Уникальность идеи была в разделяющейся стреле, фактически две стрелы, каждая со своей лебедкой.

История эвакуаторов началась в небольшом городке Чаттануга, в штате Теннесси. К идее разместить подъемное устройство на специальном автомобиле Эрнеста Холмса подтолкнул случай, произошедший с Джоном Вэйли. Отправившись на рыбалку вдвоем с сыном, он не справился с управлением, и его «Форд» сполз с откоса в реку. Эрнест отправился на выручку профессору, собрав 6 человек, блоки, троса и инструмент. Понадобилось 8 часов, чтобы вытащить машину из воды. 

Первый переоборудованный автомобиль это Кадиллак 1913 года, на который установили треногу и лебедку. Но получилось не совсем удачно, точнее неустойчиво. В течении двух лет проходили доработки конструкции, добавлялись кронштейны, упоры и, наконец, был получен патент. Кроме Холмса и другие механики пытались создать свои конструкции, но патент он получил первый.

Эрнест Холмс основал свою компанию, ставшую первым в мире производителем эвакуаторов. Спрос был большим. Только в годы Второй Мировой войны было выпущено более 7 тысяч эвакуаторов, базой которым служило шасси «Diamond T» — модель W-45, они и после войны оказывали помощь на дорогах.

ford-model-f-1910

Эвакуаторы в России

В Советском Союзе автомобили были собственностью предприятий, а легкового транспорта было мало. Большие предприятия не были заинтересованы в развитии отдельных, высокоспециализированных машинах.

Самый первый эвакуационный автомобиль — это ГАЗ-АААА, он был выпущен в 1936 году, представлял собой экспериментальную разработку, созданную, согласно чертежам В.А. Грачева. Данный эвакуатор был произведен на основе популярной в то время полуторки ГАЗ-АА.

Уникальный автомобиль по имени «Боливар» был создан для эвакуации автомобилей после краш-тестов. Но он был единичным экземпляром, собранным вручную.

Только в армии были созданы различные специальные машины для эвакуации грузовиков, танков, другой военной техники. Например тягач МАЗ 537 КЭТ Т.

После насыщения автомобильного рынка в 90-х и 2000 годах в России возникла необходимость и в эвакуации. Поначалу обходились услугами кран бортов с манипуляторами (прозванных «воровайками»), но с увеличением веса и стоимости аварийных машин возникла потребность в собственно эвакуаторах. Чаще сего это импортная техника из Японии, Кореи, Германии.

Но и в России создают эвакуаторы на базе Валдая, Газели. Есть даже примеры установки комплектов от американской фирмы Jett-Dan на МАЗ, Валдай, Isuzu NPR75. В этих комплектах очень много инструментов: двойная лебедка, подкатные тележки, т-образный захват за колеса.

Эвак универсал

Специальные эвакуаторы

Поначалу эвакуаторы были способны перевозить лишь легковой транспорт, поскольку не обладали большой грузоподъемностью.

С конца девяностых широкому кругу потребителей стали доступны услуги и грузовых эвакуаторов, эвакуаторов оборудованных манипуляторами и других видов специализированной техники. Возникла необходимость в эвакуации тягачей, автопоездов, строительной техники. На дорогах появились большие эвакуаторы, способные эвакуировать 30, 50 и более тонн. Отличается созданием таких гигантов фирмы Scania, Jett-Dann MANN, Volvo и другие фирмы.

peterbilt-385-1996-wreckers-50t-1

Способы погрузки аварийных автомобилей

Эвакуаторы оснащены средствами погрузки, подъема техники, на них стоят усиленные подвески и у них достаточная грузоподъемность. Различают несколько видов эвакуаторов:

  • Частичная погрузка. Это когда поднимается и фиксируется только одна ось аварийного автомобиля.
    • Частичная погрузка с дополнительными подкатными тележками. В этом случае под второй ось устанавливается специальная тележка, позволяющая везти автомобиль даже с полностью заблокированными колесами и рулевым управлением
  • Полная погрузка либо КМУ или гидравлической площадкой. Таким образом можно погрузить практически любой автомобиль. Это безопасно при перевозке на большие расстояния, которые в России и особенно в Сибири далеко не редкость.
    • Погрузка площадкой с поворотом, для погрузки из кюветов.
    • Погрузка лебедкой по сходням на ломаную платформу
Unimod

История эвакуаторов не заканчивается и по сей день. Постоянно изобретаются новые виды услуг и техники.